1.Общие положения

1.1. Настоящее положение направлено на реализацию Концепции модернизации российского образования, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-Р (п.2)

1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Письмом Минобразования России «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях» от 03.06.2003 г. № 13-15-120/13.

1.3. Целью данного Положения является определение принципов, форм и способов контроля и оценки результатов обучения и развития младших школьников.

1.4. Основной целью безотметочного обучения в школе считать формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников, закладывающей основы учебной самостоятельности, т.е. умения учиться.

1.5. Исключается система бального (отметочного) оценивания и в классные журналы количественная оценка не выставляется:

- в 1 классах, в соответствии с Уставом школы

- при изучении учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», в соответствии с планом мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012г. № 84-р, и на основании приказов Минобрнауки России от 31января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

Безотметочное обучение ( оценивание) – система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников. Она предполагает отказ от пятибалльной системы отметки как формы количественного выражения результата оценочной деятельности учителя. Контроль и самоконтроль должны отражать качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень его развития

1.6. Основными принципами безотметочного обучения в школе являются:

– критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с обучающимися, основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;

– приоритет самооценки – в учебном процессе наряду с использованием внешней оценки (оценка учителя; взаимооценка) формирует способность обучающихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок обучающихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).

Самооценка обучающегося должна предшествовать оценке учителя;

– непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом обучающийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;

– гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии обучающегося;

– сочетание качественной и количественной составляющих оценки – качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей обучающихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений обучающихся, сравнивать сегодняшние достижения обучающегося с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей;

– естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в естественных для обучающихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности обучающихся включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.

1.7. Основные виды контроля можно определить

по их месту в процессе обучения:

– предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития обучающихся,

– текущий контроль, позволяющий определять уровень развития обучающихся и степень их продвижения в освоении программного материала,

– итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний обучающихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

по содержанию:

– прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия,

– пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия,

– контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;

по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

– внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка),

– внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый обучающимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

1.8. Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

Конечная цель безотметочного обучения – формирование у обучающихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.

2. Контроль и оценка уровня развития обучающихся

2.1. Содержательный контроль и оценка обучающихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учетом индивидуальных особенностей и личных успехов обучающихся за текущий и предыдущий периоды.

2.2. Основными показателями развития обучающихся являются:

– сформированность учебно-познавательного интереса;

– сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно–потребностную основу личности и усвоение нравственных норм поведения;

– сформированность общеучебных умений;

– способность определять границы своего знания-незнания;

– сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей субъекта учебной деятельности;

– способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи;

– самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;

– способность к согласованным действиям с учетом позиции другого.

2.3. Динамика развития обучающихся фиксируется учителем на основе итоговых проверочных работ и результатов психолого-педагогической диагностики.

3. Контроль и оценка знаний и умений обучающихся

3.1. Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений по учебным предметам и не допускает сравнения его с другими детьми.

3.2.Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений обучающихся предусматривают выявление индивидуальной динамики качества предмета учеником и не подразумевают сравнение его с другими детьми.

3.3. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются следующие виды контроля:

– стартовые и итоговые проверочные работы;

– текущие проверочные работы;

- тематические проверочные работы;

– тестовые диагностические работы;

– устный опрос;

– проверка сформированности навыков чтения.

3.4.  В 1 классах контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений обучающихся:

- устный опрос;

- письменный опрос;

- самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку обучающихся после освоения ими определённых тем;

- самостоятельные работы, демонстрирующие умения обучающихся применять усвоенные по определённой теме знания на практике;

- тестовые диагностические задания;

- графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др.;

- административные контрольные работы, проверяющие усвоение обучающимися

совокупности тем, разделов программы, курса обучения за определённый период времени (полугодие, год);

- техника чтения.

3.5. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика .

3.6. Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету.

Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.

3.7. Формы фиксации результатов:

- Папки индивидуальных достижений;

- Тематические оценочные листы. Виды работ (диагностическая, тестовая и пр.);

- Дневник моих достижений;

- Характеристика (Справка о содержательной оценке результатов обучения и развития);

- Письмо ученику;

- Графики;

- Электронные приложения.

3.8. Для того, чтобы правильно оценить работу каждого ученика в конце года, учитель ведет систематический учет усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования программы по каждому учебному предмету.

В «Портфолио обучающихся» отмечается усвоение обучающимися конкретных знаний и умений: знаком “+” фиксируется только прочное усвоение программы, полностью самостоятельная работа ученика. Если ребенок еще не может сам правильно выполнить задание, учитель не ставит в своей таблице соответствующего знака, тем самым отмечая для себя необходимость дальнейшей индивидуальной работы с этим ребенком над не усвоенным им материалом. При этом никакой отрицательной словесной оценки учитель не дает.

3.9. Уровни развития умений и навыков обучающихся.

3.9.1. При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо прежде всего, учитывать: понимание прочитанного текста, а так же способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.

• Высокому уровню развития навыка чтения соответствуют плавный слоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее 25-ЗО слов в минуту (на конец учебного года), понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.

• Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-25 слов в минуту (на конец учебного года). Обучающийся не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.

• Низкому уровню развития навыка чтения соответствуют чтение по буквам при темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и четкости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.

3.9..2. При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по орфографии, сформированность устной речи.

• Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией, допускается 1-2 негрубых недочета.

• Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 2-З существенных недочета (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций буки по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочета.

• Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует многим из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками. К числу негрубых недочетов относятся:

а) частичные искажения формы букв;

б) несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных буки;

в) наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;

г) выход за линию рабочей строки, недописывание до нее;

д) крупное и мелкое письмо;

е) отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.

• Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу.

• Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5-7 недочетов.

• Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочетов превышает указанное количество.

3.9.3. Критериями оценки сформированности устной речи являются:

а) полнота и правильность ответа;

б) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;

в) последовательность изложения;

г) культура речи.

• Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или допускается не более одной неточности в речи.

• Среднему уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.

• Низкому уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.

3.9.4.. При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях. Высокому уровню развития устных вычислительных навыков соответствует осознанное усвоение изученного учебного материала и умение самостоятельно им пользоваться, производить вычисления правильно и достаточно быстро.

• Среднему уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности н формулировках, не всегда использует рациональные приемы вычислений.

• Низкому уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала.

• Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, выполненные безошибочно.

• Среднему уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено не более З грубых ошибок.

• Низкому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых ученик допускает более З грубых ошибок.

• Высокому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи).

• Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.

• Низкому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя, допускает две и более грубых ошибки.

 • Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломаная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль.

• Среднему уровню умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур.

• Низким уровнем умения ориентироваться в геометрических понятиях не соответствующие указанным требованиям.

3.9.5. Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр.

• Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применить свои знания на практике.

• Среднему уровню развития умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически законченные рассказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.

• Низкому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

3.9.6. При определении уровня развития общеучебных навыков необходимо учитывать умения обучающихся работать с книгой, планировать свою работу, наблюдать, обобщать, сравнивать, обосновать оценку, делать самооценочные суждения.

• Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность ученика самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге из доступного круга чтения, легко вычленять на обложке и прочитывать название книги, определять тему (о чем расскажет книга), сопоставляя три внешних показателя ее содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте).

• Среднему уровню развития умения работать с книгой соответствует умение самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге, вычленять на обложке 14 прочитывать название книги (фамилию автора и заглавие), определять тему, сопоставляя не менее двух основных внешних показателей ее содержания (фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке и в тексте).

• Низкому уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определяет тему (о чем расскажет книга), принимая во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте.

3.9.7 Умение обучающихся планировать свою работу определяется учителем на основе наблюдений за деятельностью детей на различных уроках.

• Высокому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные приемы и способы работы.

• Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с помощью учителя составить алгоритм действий и выбрать рациональные приемы и способы работы.

• Низким уровнем определяется непонимание учеником учебной задачи — составление последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии учителя, существенные затруднения при выборе рациональных приемов и способов работы, даже при помощи учителя.

3.9.8. Определение уровня развития познавательных мотивов и активности обучающихся производится по результатам наблюдений учителя за деятельностью обучающихся в урочной и неурочной деятельности и при помощи диагностических методик.

• При высоком уровне развития общественной активности ученик принимает активное участие в деятельности классного коллектива, во время бесед с интересом обсуждает вопросы, правильно оценивает ситуации, аргументирует свою точку зрения, умеет организовать ребят, повести за собой.

• При среднем уровне развития общественной активности ученик принимает участие в деятельности классного коллектива, следуя за другими ребятами, участвует в обсуждении различных вопросов и событий, но испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения.

• При низком уровне общественной активности ученик малоактивен в делах классного коллектива, предпочитает позицию зрителя, иногда увлекается порученным делом, но быстро охладевает к нему. При оценке событий не умеет аргументировать свою точку зрения или неверно их оценивает.

• При высоком уровне сформированности отношения к учению проявляется повышенный интерес обучающегося к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться как долг, всегда добросовестен в учении.

• При среднем уровне сформированности отношения к учению проявляется интерес ребенка к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться, добросовестен в учении, но иногда бывают срывы.

• При низком уровне сформированности отношения к учению не проявляется интерес к знаниям или этот интерес ситуативен, обучающийся добросовестен только по отношению к предметам, к которым проявляет интерес, учится по принуждению, не проявляет старания.

• Высоким уровнем определяется ответственное отношение ребенка к любым трудовым поручениям, он любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу.

• Средним уровнем определяется, как правило, ответственное отношение обучающегося к трудовым поручениям, но в отдельных случаях он может не выполнить порученное, любит участвовать в трудовых делах, но включается в них только по инициативе других.

• Низким уровнем определяется отношение к трудовым поручениям тогда, когда осуществляется постоянный контроль со стороны учителя, включение в трудовую деятельность происходит лишь по необходимости, ученик редко доводит дело до конца, часто уклоняется от участия в трудовых делах.

• Высокий уровень сформированности отношения к людям характеризуется следованием нравственным нормам в любых ситуациях, проявлением постоянной готовности помочь товарищам, взрослым и младшим.

• Средний уровень сформированности отношения к людям характеризуется следованием нравственным нормам, но в сложных конфликтных ситуациях ученик нередко теряется, проявляет готовность помочь товарищам, взрослым, но делает это без энтузиазма.

• Низкий уровень сформированности отношения к людям характерен для такого поведения, когда ученик затрудняется принять правильное решение в жизненных ситуациях, поступает часто интуитивно, сам не ищет места приложения сил, иногда поступает вопреки нравственным нормам, если помогает, то исполняет это как повинность.

3.10. В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений обучающихся.

3.11. Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы, диагностической работы по предмету.

3.12. В конце учебного года учитель составляет содержательный анализ своей педагогической деятельности, учитывая следующее:

– динамику развития обучающихся за учебный период;

– уровень сформированности УУД по предмету;

–– сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей;

- выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению.

4. Права и обязанности участников контрольно-оценочной деятельности

4.1. Между учителями, обучающимися, родителями обучающихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество. Каждый из участников такого сотрудничества имеет право прежде всего на самооценку своей деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим.

4.2. Права и обязанности обучающихся

4.2.1. Обучающиеся имеют право:

– на собственную оценку своих достижений и трудностей;

– на оценку своей работы учителем;

– на оценку проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни;

– на ошибку и время для ее ликвидации;

– на участие в разработке критериев оценивания своей работы;

– на самостоятельный выбор уровня сложности проверочных заданий;

– на отказ от выполнения домашнего задания, если по каким-то причинам он затрудняется с его выполнением;

– на предоставление и публичную защиту результатов своей деятельности.

4.2.2. Обучающиеся обязаны:

– по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;

– осваивать способы осуществления контроля и оценки;

– иметь рабочие тетради, тетради для контрольных работ, в которых отражается контрольно-оценочная деятельность ученика.

4.3. Права и обязанности учителя

4.3.1. Учитель имеет право:

– иметь свое оценочное суждение по поводу работы обучающихся;

– самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений обучающихся.

4.3.2. Учитель обязан:

– соблюдать основные Положения безотметочного обучения;

– соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности обучающихся;

– работать над формированием у обучающихся самоконтроля и самооценки;

– оценивать не только знания, умения и навыки по предметам, но также уровень развития и степень проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания;

– фиксировать динамику развития и обученности ученика только относительно его собственных возможностей и достижений;

- на родительских собраниях учитель знакомит родителей обучающихся с особенностями безотметочной системы обучения;

- для информирования родителей о результатах обучения и развития обучающихся в конце каждой четверти учитель проводит родительские собрания и индивидуальные консультации.

4.4. Права и обязанности родителей

4.4.1. Родитель имеет право:

– знать о принципах и способах оценивания достижений в данной школе;

– получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребенка;

– получать индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и трудностей в обучении своего ребенка;

- по желанию родителей учитель может оценить успеваемость каждого ученика по пятибалльной системе на основании результатов, полученных в ходе текущего, тематического и итогового контроля, однако результаты оценки обучающимся не сообщаются.

4.4.2. Родитель обязан:

– соблюдать такт по отношению к ребенку;

– информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;

– посещать родительские собрания, на которых проводится просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей.