Выбор специальности
Рекомендации психолога старшеклассникам
Перечень интернет-ресурсов по профориентации для педагогов, студентов, родителей и школьников
Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей)
МБОУ «Новобачатская средняя общеобразовательная школа»
РФ, Кемеровская обл, Беловский р-н, с. Новобачаты, ул. Советская,21б
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель профкома Директор школы
________ В.И. Еремеева _________В.И. Колчегошева
«___» _________20___г Приказ № __ от _________
ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
2020-2023 учебный год
Пояснительная записка
На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса. Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, теоретические и методические основы проф.консультации, общественно-значимые мотивы выбора профессии.
Однако профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существуют социально – экономические противоречия: между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами, и методами, сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными планами молодежи и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом.
В настоящее время поиск новых подходов в области профориентационной работы обусловлен спецификой сложившейся в стране ситуации. Рыночные отношения оказали свое определяющее воздействие и на школу. Школа как государственный институт выполняет предъявленный ей заказ. Если раньше государство было единственным заказчиком образовательных услуг и рынка труда, то на современном этапе развития появилось значительное количество других весомых и влиятельных заказчиков (родители, учебные заведения профессионального образования, представители общественных организаций, производства, экономики, бизнеса и др.) Компетентность специалиста сегодня предполагает, помимо собственно профессиональной технологической подготовки, ряд других компонентов (базисных квалификаций), имеющих в основном внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых каждому специалисту. Это самостоятельность, творческий подход к любому делу, умение постоянно учиться и обновлять свои знания, владение «сквозными» умениями: работа на компьютере, пользование базами и банком данных, понимание экономики бизнеса и др. Необходимо учитывать, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм, поэтому нужно быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных за период обучения в молодости, не хватит на всю трудовую жизнь. В современных условиях, бесспорно, требуется повышение качества образования школьников и его важнейшей составляющей – подготовки к социально – профессиональному самоопределению на новой качественной основе.
Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых – всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач, обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся. Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.
Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно–значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры. Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.
Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.
Профессиональное самоопределение рассматривается как важная часть социализации. Успешное профессиональное самоопределение возможно при следующих условиях:
а) сформированность мотивационно-потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей,
б) достаточный уровень самосознания выпускника школы;
в) ориентированность выпускника в поле возможностей профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися в 14 – 15 лет. Для этого возраста данная проблема является насущной и актуальной. Старшие подростки стремятся разобраться в себе, оценить свои возможности в современном мире, в том числе и в профессиональном.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Следовательно, профессиональная ориентация учащихся – это действительно актуальная, серьезная проблема, которую необходимо решать совместными усилиями всех участников образовательного процесса.
Цель Программы
Создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации.
Задачи:
- Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- Обеспечение широкого диапазона вариативности предпрофильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
- Повышение уровня компетентности учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к своей будущей профессии;
- Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формам организации труда в условиях безработицы и конкуренции;
- Активное привлечение к деятельности всех участников образовательного процесса;
- Дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся «группы риска», состоящих на различных видах учета и др.
Основные направления и содержание работы
Основные направления профориентационной деятельности – просвещение, диагностика и коррекция.
Просветительская работа важна на всех этапах реализации программы. Она проводится классным руководителем, учителями предметниками, библиотекарем. Ее главная цель – расширение знаний учащихся и их родителей о профессиях, показ актуальности обсуждаемой проблемы п путей решения возникающих проблем.
Педагогическая диагностика выявляет проблемы и вопросы, возникающие у учащихся и родителей, позволяет сделать работу в данном направлении более востребованной и значимой.
Психодиагностика проводится с целью изучения личностных особенностей учащихся и оценки их профессиональных возможностей.
Коррекционная работа помогает избежать ошибок при выборе профессии, провести рефлексию своих возможностей, а также найти оптимальный путь самореализации.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе посещения элективных курсов и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).
С этой целью составляется план работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают библиотека, СДК, учителя “Технологии”. Обеспечивается контакт школы с предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.
Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.
Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе
Координатор деятельности: заместители директора по учебно – воспитательной, воспитательной работе.
Заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:
- выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
- содействие вовлечению учащихся в систему дополнительного образования, систему воспитательных дел;
- поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
заместитель директора по учебно - воспитательной работе контролирует
- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
- осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
- проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников;
- организацию участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
- организацию системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, библиотекаря по проблеме самоопределения учащихся;
- организацию занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Классный руководитель:
- составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
- помогает учащимся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
- организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
- организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
- организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учителя-предметники:
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
- проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
- адаптируют учебные программы в зависимости от особенностей учащихся.
Библиотекарь:
- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
Медицинский работник:
- используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
- проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
- оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе деятельности учащихся.
Направления и формы работы.
Организационно-методическая деятельность
- Работа зам. директоров по профориентационной работе с учащимися.
- Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Работа с учащимися
- Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры.
- Анкетирование.
- Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия).
- Посещение профессиональных проб.
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями
- Проведение родительских собраний, (общешкольные, классные), лекторий для родителей.
- Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников.
- Анкетирование родителей учащихся.
- Привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами.
- Привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций.
- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
Этап |
Возрастные особенности |
Формы профориентационной работы |
Пропедевтический 1-4 классы |
Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Ведущая деятельность - учебная. В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. |
Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.
Профпросвещение - встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки) - показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок - костюмированные карнавалы профессий - сочинения на тему «Пусть меня научат» - игра «Чей это инструмент?» - трудовые поручения - какие профессии живут в нашем доме (экскурсии)
Темы классных часов - кто работает в нашей школе? (экскурсия) - как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка) - беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома - экскурсия в школьные мастерские - беседа: мое любимое занятие в свободное время |
Поисково-зондирующий 5-7 классы |
Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сенситивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН |
Темы классных часов
|
Период развития профессионального самоопределения 8-11 классы |
Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка |
- элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов - информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства - знакомство с правилами выбора профессии - формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией - посещение профессиональных проб |
Оценка эффективности реализации Программы
Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Этапы реализации программы
Сроки реализации Программы: 2020 - 2023 годы
I этап: проектный – 2020 -2021 учебный год.
Цель: подготовка условий профориентационной работы
Задачи:
1. Изучить нормативную базу.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2021-2022 учебные годы.
Цель: реализация программы по профориентации.
Задачи:
- Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание профпросвещения.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по профориентации.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города.
6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.
III этап: аналитический – 2022-2023 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Мероприятия
по реализации Программы
№ пп |
Содержание |
Срок проведения |
Ответственные |
Создание нормативно – правовой базы
|
|||
1. |
Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся.
|
Сентябрь-октябрь 2020 |
Заместитель директора по ВР |
2. |
Создание банка данных об учебных заведениях города.
|
Сентябрь 2020 |
Заместитель директора по ВР |
3. |
Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности. |
Сентябрь –октябрь 2020 |
Заместитель директора по ВР |
4. |
Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся. |
В течение года |
Заместитель директора по ВР, классные руководители |
5. |
Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов»
|
Декабрь 2020 |
Заместитель директора по ВР |
6. |
Организация тематических выставок по профориентации учащихся в библиотеке.
|
2017 - 2020 |
Библиотекарь |
Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы
|
|||
|
|||
|
Реализация городской программы по профориентации:
|
||
1. |
Экскурсии на предприятия города. |
Ежегодно |
Классные руководители |
2. |
Экскурсии в учебные заведения города |
Ежегодно по плану УО |
Классные руководители 9 классов |
3. |
Ярмарка профессий «Шаг в будущее». |
Ежегодно в марте |
Классные руководители |
4. |
Участие в городских акциях |
Ежегодно |
Заместитель директора по ВР |
5. |
Участие в выставках, конкурсах декоративного творчества по технологии. |
Ежегодно |
Учитель технологии |
6. |
Участие в выставках и конкурсах изобразительного искусства, песенного творчества. |
Ежегодно |
Учителя ИЗО, музыки |
Посещение профессиональных проб |
Ежегодно по плану УО |
Заместитель директора по ВР |
|
|
Реализация школьной программы:
|
||
1. |
Профориентация учащихся на уроках. |
Ежегодно |
Учителя предметники |
2. |
Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии». |
Ежегодно (в рамках реализации всех имеющихся программ ОУ) |
Заместитель директора по ВР, Зав. музея, классные руководители |
4. |
Конкурс творческих, исследовательских проектов |
Ежегодно |
Учителя-предметники |
5. |
Проведение тематических классных часов:
Мир профессий (5 классы). Как изучить свои способности (6 класс). Я и моя будущая профессия (7 классы) Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 классы). Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9-11 классы). Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче экзаменов (9,11 классы). |
В течение года |
Классные руководители, библиотекарь
|
6. |
Проведение спецкурсов, элективных курсов профессиональной направленности |
Ежегодно |
Заместитель директора по УВР |
7. |
Информационно – просветительская работа: Оформление стенда по профориентации:
|
Ежегодно
|
Заместитель директора по ВР |
8. |
Родительские собрания
|
Ежегодно: октябрь
декабрь
апрель
май
апрель |
Классные руководители, администрация
|
9. |
Профессиональная адаптация учащихся. Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах):
|
В течение всего периода
|
Классные руководители |
2.Диагностика и консультирование.
|
|||
1. |
Консультирование и Тестирование учащихся 8-9 классов:
|
Ежегодно |
Классный руководитель, Психолог |
2. |
Консультирование родителей по вопросам профориентации |
Ежегодно |
Классные руководители 9-11 классов |
3.Профадаптация |
|||
1. |
Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. |
Ежегодно в августе |
Классные руководители
|
2. |
Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска». |
Ежегодно в мае, июне |
Заместитель директора по ВР |
3. |
Организация работы трудовой бригады. |
Май, июнь |
Заместитель директора по ВР, администрация сельского поселения |
4. |
Вечер встречи выпускников |
Февраль |
Заместитель директора по ВР |
Мониторинг качества профориентационной работы
|
|||
1. |
Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся |
1 раз в год |
Заместитель директора по ВР |
2. |
Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору. |
В течение всего периода |
Классные руководители |
3. |
Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей: - психология выбора профессии - использование игровых упражнений в профориентационной работе - трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников - конфликты профессионального самоопределения |
По мере накопления материала |
Заместитель директора по ВР |
1 класс |
||
N |
Содержание |
Виды деятельности |
1 |
Информирование (беседы) |
|
2 |
Психологическое и медицинское консультирование |
|
3 |
Медицинская диагностика |
|
4 |
Воспитательные мероприятия |
1.От зернышка до каравая (беседа) 2. О труде людей в любое время года 3. Конкурс рисунков о труде 4. Конкурс поделок «Я умею делать так» 5. Конкурс «Защита времен года» 6. Наш зеленый друг (озеленение класса) 7. Участие в школьных и районных конкурсах, соревнованиях |
2 класс |
||
1 |
Информирование (беседы) |
|
2 |
Психологическое и медицинское консультирование |
|
3 |
Медицинская диагностика |
|
4 |
Воспитательные мероприятия |
|
3 класс |
||
1 |
Информирование (беседы) |
|
2 |
Психологическое и медицинское консультирование |
|
3 |
Медицинская диагностика |
|
4 |
Воспитательные мероприятия |
|
4 класс |
||
1 |
Информирование (беседы) |
|
2 |
Психологическое и медицинское консультирование |
|
3 |
Медицинская диагностика |
|
4 |
Воспитательные мероприятия |
|
5 класс |
||
1 |
Информирование (беседы) |
|
2 |
Психологическое и медицинское консультирование |
|
3 |
Медицинская диагностика |
2. Медицинский осмотр |
4 |
Воспитательные мероприятия |
|
6 класс |
||
1 |
Информирование (беседы) |
|
2 |
Психологическое и медицинское консультирование |
|
3 |
Медицинская диагностика |
1. Соблюдение календаря прививок |
4 |
Воспитательные мероприятия |
|
7 класс
|
||
1 |
Информирование (беседы) |
|
2 |
Психологическое и медицинское консультирование |
|
3 |
Медицинская диагностика |
|
4 |
Воспитательные мероприятия |
|
8 класс |
||
1 |
Информирование (беседы) |
|
2 |
Психологическое и медицинское консультирование |
|
3 |
Медицинская диагностика |
|
4 |
Воспитательные мероприятия |
|
9 - 11класс |
||
1 |
Информирование (беседы) |
|
2 |
Психологическое и медицинское консультирование |
|
3 |
Медицинская диагностика |
|
4 |
Воспитательные мероприятия |
|
План проведения месячника профориентационной работы
«Мир профессий», март
Мероприятие |
Класс |
Дата |
Ответственные |
Классные часы |
|||
Классный час «Профессии, которые встречаются в школе» |
5 |
|
Классный руководитель |
Классный час «Все профессии важны, все профессии нужны» «Есть такая профессия – лечить людей» |
6 |
|
Классный руководитель |
Классные часы «Мир профессий» «Профессии наших родителей» |
7 |
|
Классный руководитель |
Классный час «Как найти свое место в жизни» |
8 |
|
Классный руководитель |
Классный час «Моя будущая профессия. Какой я ее вижу?» (экскурсия в мир профессий) |
9-11 |
|
Классный руководитель |
Творческие мастерские, оформление кабинетов |
|||
Беседа и выполнение творческих заданий «Расширяем кругозор» по книге Л. Калининой «Профессии» |
1 |
в течение месяца |
Классный руководитель |
Выставка поделок «Волшебный узелок» |
2 |
|
Классный руководитель |
Выпуск стенгазеты «Профессии, которые строят дом» |
3 |
|
Классный руководитель |
Оформление стенда по профориентации |
9 |
|
Зам по ВР |
Акция «Мой учебник», ремонт книг из школьной библиотеки |
4 |
|
Библиотекарь |
Конкурс рисунков «Профессии моих родителей» |
1-2 |
в течение месяца |
Классный руководитель |
Выставка рисунков «Кем я буду?» |
3-4 |
в течение месяца |
Классный руководитель |
Классные мероприятия |
|||
Беседы о различных профессиях на уроках чтения и развития речи |
1 |
В течение месяца |
Учитель |
Беседа «О нужных профессиях» (заочная экскурсия по школе) |
2 |
|
Классный руководитель |
Чтение рассказов и стихотворений о труде людей и профессиях |
3-4 |
|
Учитель |
Беседа «Я и мир профессий» |
5 |
|
Классный руководитель |
Литературные минутки о труде, выставка книг |
6-8 |
|
Классный руководитель |
Цикл бесед о профессиях – люди, о нас заботятся в школе |
9 |
В течение месяца |
Классный руководитель |
Познавательные беседы на тему «Дом, в котором ты живешь» |
10-11 |
в течение месяца |
Классный руководитель |
Внеклассные мероприятия |
|||
Презентация (выставка книг) «Все профессии нужны, все профессии важны» |
1-11 |
|
Библиотекарь |
«Веселая викторина о профессиях» |
1-2 |
|
Классный руководитель |
Игра-путешествие «Чем пахнут ремесла?» |
3 |
|
Классный руководитель |
Викторина-презентация «Загадки о профессиях» |
4 |
|
Классный руководитель |
Викторина «По страницам любимых произведений» |
5 |
|
Классный руководитель |
Викторина «Азбука профессий» |
|
|
Классный руководитель |
Дидактическая игра «Профессии людей» |
7 |
|
Классный руководитель |
Внеклассное мероприятие «Ты и твоя будущая профессия» |
8 |
|
Классный руководитель |
Диагностика профессиональных склонностей обучающихся |
9-11 |
|
Классный руководитель |
Библиотечный урок «Любимые книги читая, профессии мы выбираем» |
2-4 |
|
Библиотекарь |
Общешкольные мероприятия |
|||
«Профориентационная гостиная» (консультации с приглашением специалистов) |
учащиеся, родители, педагоги |
в течение месяца |
администрация |
Игра по станциям «Ярмарка профессий» |
5-9 |
|
Зам по ВР |
Предметная декада специальных предметов |
1-11 |
|
Зам по УВР |
Приложение
Примерные темы для оформления стендов по профориентации:
- Профессии XXI века
- Азбука профессий
- Сто дорог, одна – твоя
- Сделай свой выбор
- В мире профессий
- Профориентация в школе – путь к успеху!
- Выбирай дорогу в жизнь!
- Выбираем коллежд
- Выбираешь профессию – выбираешь судьбу.
Необходимые тематические накопительные папки
в кабинете технологии (профориентационной работы):
- «Высшее образование»
- «Выбор профессии»
- «Экзамены»
- «Учебные заведения ЕАО»
- «Абитуриенту на заметку»
- Сборник профориентационных тестов и анкет.
Пособия малых форм
Буклеты:
- «Путеводитель по образовательным сайтам»;
- «Азбука профессии»;
- «В помощь профессии»;
- «Профессии от А до Я» и др.
Памятки:
- Выбирающему профессию
- «Памятка абитуриенту»;
- «Молодёжи в помощь выбору профессии»;
- «Советы перед вступительными экзаменами»;
- «Как победить страх перед экзаменами»;
- «Полезные советы будущему абитуриенту» и др.
Библиографические указатели публикаций:
- «Молодёжная политика в сфере образования и трудоустройства»;
- «Хочу стать юристом!» и др.
Дайджесты:
- «Будущему офицеру»;
- «В поисках призвания»;
- «Инженеры на рынке труда»;
- «Компьютерщик - это звучит модно!»;
- «Профессия - экономист»;
- «Будущему дизайнеру ландшафта» и др.
Выставки в библиотеке под следующими названиями:
- «Путь к карьере»;
- «Спросим у родителей»;
- «Слово о призвании»;
- «Справочное бюро» (со страницами истории профессии);
- «Типы людей и типы профессий»;
- «Мир профессий» (художественная литература, материал из будней ученых, испытателей, о людях редких, интересных и романтических профессий);
- «Выбор профессии - дело серьёзное»;
- «Много профессий хороших и разных»;
- «Познай вкус ремесла»;
- «Выбор профессии - выбор пути»;
- «Куда пойти учиться»;
- «Тебе, абитуриент!»;
- «Как сделать выбор»;
- «Моя будущая профессия». Выставка может состоять из трёх разделов: «Хочу» (как выбрать профессию; интересы и склонности); «Могу» (человек и профессия, здоровье и выбор профессии, проверь в себя); «Надо» (новые профессии на современном рынке труда, профессии актуальные в ЕАО);
- «Образование в 21 веке». Материал может быть сгруппирован по рубрикам: «Образование через всю жизнь...», «Современные модели обучения»;
- «Кем быть и где учиться, чтоб в удовольствие трудиться»
- «Студенческие годы» (день студенчества 25 января)
- «Осознанный выбор»
- «Рекомендуем познакомиться: ВУЗы, колледжи, техникумы»
- «Тебе, абитуриент!» «Для вас, абитуриенты!»,
- «Профориентация. Кем стать после детства»
- «Абитуриент-20__»
- «Представляем ВУЗы»
- «Выбираем колледж»
- «Ваше будущее – высокие технологии»
- «Высшее образование: знакомство с профессией»
- «Выбираешь профессию – выбираешь судьбу»
Методика проведения разных форм профориентационной работы
Вербальные формы
Профориентационные уроки, часы профориентации: “Экскурс в профессию”, “Я выбираю профессию”, “Урок занятости”, “Урок финансовой грамотности”, “Урок юридической грамотности”.
Лекции, проф. беседа проводится с целью ознакомления учащихся с миром профессий, ориентирами профессионального самоопределения, системой профессионального обучения и подготовки в регионе, особенностями и условиями трудовой занятости населения.
При подготовке беседы предусматривается перечень вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы, наглядные материалы, форма подведения итогов.
Для участия в беседе можно пригласить представителя профессии, о которой идет речь, специалистов различных социальных служб, работников профессиональных учебных заведений, студентов и др.
Устный журнал — представляет собой выступления учащихся с сообщениями на определенную тему, каждое сообщение составляет одну страницу журнала.
Чтобы журнал вышел интереснее, можно включать в него просмотр видеоматериалов, слайдов, устраивать встречи с представителями различных профессий.
Примерная тематика устных журналов: «Люди в белых халатах», «Твоя профессия», «Кто нас одевает», «В мире профессий» и др.
Круглый стол
Главной особенностью данной формы работы является коллективная беседа, посвященная конкретной проблеме. Число участников такой встречи ограничено, не более одного класса. Участие старшеклассников в беседе за «круглым столом», свободный обмен мнениями по актуальным вопросам современности предусматривает достаточно высокий уровень подготовки участников. Данная форма работы может быть рекомендована старшеклассникам, имеющим уже определенный опыт. На каждое заседание клуба составляется программа, в которой подробно описывается ход заседания, примерные вопросы участникам, указываются учебные заведения, в которых можно получить нужную профессию.
Примерная тематика: «Перспективы выбранной профессии: смогу ли я реализоваться», «Есть ли выход? Как вы представляете свое будущее и будущее страны?», «Дорога, которую мы выбираем»; «Утверди себя в жизни трудом”, «Образование и профессия в меняющемся мире”;
Диспут интересен тем, что заставляет задуматься над проблемой профессионального выбора тех, кто еще не готов к нему, а также способствует выработке коллегиального решения по спорным вопросам.
Примерные темы диспутов: «Кем быть, каким быть?», «Все ли средства хороши для достижения своей цели», «Безработица — это тупик или перепутье», «Карьера — это карьеризм или профессиональный рост», «Что я делаю для достижения своей цели», «Престижность профессии. Что это такое?» и др. Приведем примерные вопросы к диспуту «Кем быть, каким быть?»:
1. «Смысл жизни» и «Выбор профессии». Равнозначны ли эти понятия?
2. «Кем быть» или «Каким быть»?
3. Профессия красит человека или человек профессию?
4. Говорят, что можно привыкнуть к любой профессии. Так ли это?
5. Свободный выбор профессии. Что это значит?
6. Зависит ли выбор профессии от оценок в аттестате?
7. Что нужно знать для правильного выбора профессии?
Часы-дебаты «Открытие профессии». В часах-дебатах уделяется внимание тому, чтобы не было увлечения только внешней или какой-либо частной стороной профессии. Показано какого рода обстоятельства при выборе профессии надо учитывать прежде всего, а не основывать свой выбор только на личной симпатии к конкретному представителю той или иной профессии;
Часы-раздумья «Мир профессий». Помогут поднять большой пласт информации о профессиях, связанных с:
- управлением производством, руководством людьми,
- материально-бытовым, торговым обслуживанием людей,
- информационным обслуживанием людей,
- медицинским обслуживанием.
Клубы по интересам, кружки
Клубы ориентированы на решение образовательных и воспитательных задач вне рамок учебного процесса. Каждый клуб имеет свою программу в соответствии с профилем работы, объявляет конкурсный набор учащихся, проводит самостоятельную профильную деятельность, организует выпускные испытания.
Встречи с интересными людьми «Люди нашего города» и представителями учебных заведений;
Родительские собрания по профориентационной тематике
Консультация “Психологическая подготовка к экзаменам”, “Поведение на экзамене”, “Оформление документов при поступлении в учебное заведение»;
Практические формы: активным (кружки, клубы, мастерские, лагеря)
Традиционные поручения Примерные дела-поручения: Дежурные по классу, Санитары, или Айболиты, Библиотекари, или друзья книги, Цветоводы, или друзья природы, Физорги, Затейники, Артисты, Журналисты или Газетчики.
Наиболее активной формой работы по профориентации является конкурс (например, «Выбор профессии - выбор будущего», «Библиотека - помощник в выборе жизненного пути»). Конкурсы могут быть самыми разнообразными и проводиться как самостоятельные мероприятия (конкурс «Лучший по профессии»), или в ходе других мероприятий, например, в ходе классного часа.
Аукцион знаний «Все профессии важны! Все профессии нужны?»; Профориентационная рулетка «Выбор пути»;
Конкурс сочинений, эссе, стихотворений.
Конкурс рисунков. Наиболее интересными являются конкурсы творческих работ («Техническое творчество как ступенька к профессиональному мастерству»), фотоконкурсы («Профессия»). конкурс-презентация профессий «Выбор, определяющий судьбу»;
Профориентационный конкурс «Я б в рабочие пошел!»
Турнир знатоков
Ярмарки и аукционы на аукцион выставляются поделки, изготовленные руками самих детей. Аукцион конструируется по образу и подобию настоящего, взрослого аукциона.
Профориентационные игры
Деловые игры «Угадай профессию», «Защита выбранной профессии», “Смотрины», «Пусть каждый выберет свой путь», «Бизнес и карьера», «Сам себе адвокат», «Из школы в жизнь»;
Ролевые игры «Выявление способностей и осознанный выбор», «Выбери свою дорогу», «Качественное обучение - надёжное будущее»;
Игра-разминка «Профессионал». Правила игры заключаются в том, что необходимо вообразить себя представителем той или иной профессии, и при помощи искусства пантомимы показать себя в работе, а присутствующие должны догадаться, кого изображают играющие.
«Профессиональный ринг»
Смысл использования предлагаемых методик - в создании более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно, атмосферы работы со старшеклассниками (или даже с взрослыми клиентами), а также - в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения. По сравнению с профориентационными играми, предназначенными для работы с целым классом, игровые профориентационные упражнения более просты и динамичны, хотя некоторые из них по своей сложности приближаются к собственно профориентационным играм.
Тематический утренник или вечер — может быть посвящен одной профессии или целой отрасли.
- Мир моих интересов.
- Все работы хороши - выбирай на вкус.
- Профессии наших родителей.
- О профессиях разных, нужных и важных.
- Путь в профессию начинается в школе.
- Моя мечта о будущей профессии.
- Труд на радость себе и людям.
- Познай самого себя.
- Мотивы выбора профессии.
- Они учились в нашей школе.
- Выпускники школы-учителя.
- Профессии с большой перспективой.
- Что век грядущий нам готовит?
- Труд и творчество как главный смысл жизни.
- Сотвори свое будущее.
- Что? Где? Когда?
Экскурсия — одна из распространенных форм получения профессиональной информации. Не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В ходе экскурсии учащихся знакомят с профессиональными учебными заведениями, предприятиями, учреждениями, работой региональных отделов службы занятости, центра профориентации.
Трудовые дела
Шоу-программы «Мастер-класс: Моя профессия – визажист, косметолог. - парикмахер». Приятного аппетита (о профессии повара).
К нетрадиционным формам профориентационной работы относятся: предоставление доступа к электронным базам данных («Учебные заведения ЕАО»), компьютерное тестирование.
Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправленностн. Профоконсультирование. В результате профориентационной работы составляются персональные досье, на основе которых выпускникам школ даются проф-рекомендации. Досье по профориентации обычно включает сведения о семье, успеваемости, результатах медицинского освидетельствования, особенностях характера, оценках способностей и интересов по результатам тестирования. Учителя-предметники и классные руководители активно участвуют в профориентационной работе (в основном на начальных этапах проведения мероприятий по профориентации), помогают профконсультантам составлять досье на выпускников.
Инновационными формами работы по профориентационной деятельности являются:
Справочное бюро «Проверь в себя!». Психологический практикум, направленный на оценку уровня знаний, своих индивидуальных способностей. Мир профессий огромен, и подросткам всё труднее и труднее выбрать дело своей жизни - и по вкусу, и по плечу, и тем важнее понять каждому, каков он сам, что он может;
Комплексные формы
Дни профессий «Мир профессий»;
Дни абитуриента «Моё увлечение - моя профессия», «Представьтесь, пожалуйста», «Работа? Профессия? Призвание? Хобби?»;
Дни профориентации «Путешествие в профессию»
Дни информации «Школа... а дальше?», «От А до Я», «Сведения об учебных заведениях»;
Профориентационный декадник «Путь к профессиональной карьере»
Месячник профориентации «Будущее – это ты».
Особенно актуально проводить Неделю профориентации «Профессии на все времена». В это время используется комплекс различных форм профориентационной деятельности. Кроме традиционных выставок, организовываются встречи со специалистом - профконсультантом из центра занятости; ведутся просмотры видеофильмов, например, «Азбука профориентации»; «Ищу работу», а также разрабатываются буклеты, закладки, листовки.
Парад профессий «Открытие профессии»;
Ярмарка профессий «Выбери работу по душе»;
Проекты “Время выбирать», «Профориентационная биржа».