Положение

о разработке и утверждении основной образовательной программа начального общего образования, реализующей федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

 

I.Общие положения

 

  1. Настоящее Положение о разработке и утверждении основной образовательной программы, реализующей федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 (далее – Положение) создано с целью определения правил оформления, разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования.
  2. Положение разработано в соответствии со статьями федерального закона «Об образовании» Российской Федерации, положениями Федерального государственного образовательного стандарта и Устава школы.
  3. Положение является локальным актом, регулирующим организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
  4. Положение приобретает силу локального акта и прекращает свое действие в общем порядке, предусмотренном Уставом Учреждения.
  5. В Положение могут быть внесены изменения и дополнения после обсуждения изменений и дополнений на педагогическом совете.
  6. Положение принимается на неопределенный срок.
  7. Под основной образовательной программой в настоящем Положении понимается система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающих достижение обучающимися спланированных результатов.
  8. Основная образовательная программа является обязательным нормативным документом, регламентирующим содержание и организацию образовательного процесса в Учреждении.
  9. Основная образовательная программа оформляется, разрабатывается и утверждается в соответствии с настоящим Положением.
  10. Основная образовательная программа Учреждения разрабатывается, утверждается и реализуется Учреждением самостоятельно.
  11. Разработка основной общеобразовательной программы осуществляется Учреждением при участии органов самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления.
  12. Основная образовательная программа начального общего образования разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования (УМК «Перспективная школа»)
  13. Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования для классов, в которых реализуется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее по разделу – Стандарт), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373.
  14. Основная образовательная программа начального общего образования направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
  15. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования определяется Стандартом начального общего образования и составляет 4 года.
  16. Обучение по основной образовательной программе начального общего образования, реализующей Стандарт, в Учреждении осуществляется только в очной форме обучения.
  17. Процедура принятия несовершеннолетнего в Учреждение с целью освоения основной образовательной программы начального общего образования определяется требованиями, указанными в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  18. При зачислении ребенка в качестве обучающегося Учреждение обязано ознакомить родителей (законных представителей) с содержанием основной образовательной программы Учреждения.
  19. Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу общего образования начальной ступени, не допускаются к обучению на ступени основного общего образования.
  20. Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года неудовлетворительные результаты (далее – учебная задолженность) по одному предмету (предметной области), переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать учебную задолженность в течение следующего учебного года, Учреждение обязано создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
  21. Обучающиеся, имеющие учебную задолженность по двум и более предметам (предметным областям) или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие учебной задолженности по одному предмету, оставляются на повторное обучение.
  22. Основная образовательная программа начального общего образования обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом начального общего образования.
  23. Основная образовательная программа начального общего образования содержит следующие разделы:
  24. пояснительная записка (введение)
  25. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  26. учебный план начального общего образования;
  27. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  28. программы отдельных учебных предметов, курсов;
  29. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  30. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  31. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

II. Пояснительная записка

Пояснительная записка содержит:

  1. общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования;
  2. цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  3. принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования;
  4. указание на состав участников образовательного процесса;

5) требования к условиям реализации основной образовательной програм-

мы начального общего образования, представляющие собойсистему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной развивающей образовательной среды:

  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
  • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
  • комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

 

III. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

  1. Раздел «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования» содержит личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленные в Стандарте и конкретезированные педагогами Учреждения с позиций миссии Учреждения и с позиций оценки этих результатов, принятых в Учреждении.
  2. Предложенные в разделе личностные, метапредметные и предметные результаты являются основой для выстраивания в Учреждении системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии стребованиями Стандарта.
  3. Содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования отражает специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствует возрастным возможностям обучающихся.
  4. Раздел «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования» является содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и курсов.

 

IV. Учебный план начального общего образования

 

  1. Учебный план начального общего образования(далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
  2. Основная образовательная программа начального общего образования Учреждения содержит текущий учебный план, который разрабатывается Учреждением самостоятельно.
  3. Учебный план Учреждения состоят из двух разделов: пояснительной записки и плана–сетки.
  4. Текущий учебный план определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по всем классам-комплектам на текущий учебный год.
  5. Текущий учебный план утверждается директором Учреждения не позднее 30 мая каждого текущего учебного года.
  6. Учебные планы Учреждения разрабатываются с учетом варианта Базисного учебного плана, предложенного в примерной основной образовательной программе для общеобразовательных учреждений, ведущих обучение на русском языке.
  7. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план Учреждения может предусматривать:
  • увеличение учебных часов, отводимых для изучение отдельных обязательных учебных предметов;
  • введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

8.Учебный план Учреждения состоит из обязательной части и части, формируемой Учреждением самостоятельно.

  1. Обе части учебных планов отражают содержание образования, позволяющее достигать следующие цели современного начального образования:
  • формирование гражданской идентичности обучающихся,
  • приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям,
  • обретение младшими школьниками готовности к продолжению образования на ступени основного общего образования,
  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

10..Обязательная часть учебных планов определяет состав обязательных учебных предметов по соответствующим предметным областям, учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

11. Часть учебного плана, формируемая Учреждением самостоятельно и обеспечивающая удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, определяется учебным временем, которое может быть потрачено на увеличение учебных часов по отдельным учебным предметам обязательной части, введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе и этнокультурные.

12. Внеурочная деятельность в Учрежденииорганизуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное.

13. Организация занятий по направлениям раздела «внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса Учреждения.

14.Содержание учебных занятий, предусмотренных внеурочной деятельностью, определяется педагогами с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

15.При организации внеурочной деятельности обучающихся Учреждением могут использоваться возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

16.В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, лагерей, создаваемых на базе общеобразовательного учреждения и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

17.Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимальной учебной недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направленных на реализацию содержания основной образовательной программы начального общего образования.

18.При составлении учебного плана Учреждение самостоятельно в определении режима работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе.

19.Для обучающихся 1 класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.

20.Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.

21.Индивидуальные учебные планы утверждаются директором школы.

22.Реализация текущего учебного плана определяется расписанием Учреждения.

23.Расписание составляется зам.директора по УВР.

24.При составлении расписания Учреждение руководствуется санитарно-гигиеническими требованиями.

25. Расписание утверждается директором Учреждения.

V. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования содержит:

  • введение с указанием предназначения программы;
  • описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;
  • связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
  • характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
  • типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования определяется на этапе завершения обучения в начальной школе.

 

VI. Программы отдельных учебных предметов, курсов

 

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются, реализуются и утверждаются Учреждением самостоятельно.

Программы отдельных учебных предметов, курсов являются рабочими программами по учебным предметам и курсам, реализующими содержание Стандарта.

Через программы отдельных учебных предметов, курсов обеспечивается достижение обучающимися планируемых в Учреждении результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе:

  • примерных программ учебных предметов и курсов, представленных в примерной основной образовательной программе начального общего образования;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • программы формирования универсальных учебных действий, разработанной в Учреждении.

Программы отдельных учебных предметов, курсовразрабатываются в соответствии с Положением о рабочей программе.

VII. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее по разделу – Программа) направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе Учреждения, семьи и других институтов общества.

  1. В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи и базовые национальные ценности российского общества.
  2. Программа предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.
  3. Программа обеспечивает:
  • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
  • формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
  • формирование у обучающегося активной конструктивной деятельностной позиции.

4. Программа содержит

  • введение, которое конкретизирует предназначение программы для достижения обучающимся соответствующих личностных результатов и создания демократического уклада школьной жизни на ступени начального общего образования;
  • ключевые воспитательные задачи, основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
  • перечень планируемых результатов воспитания – формируемые ценностные установки, социальные компетенции, портрет выпускника начальной школы;
  • рекомендации по организации текущего педагогического контроля результатов урочной и внеурочной деятельности, направленных на расширение кругозора, развитие общей культуры обучающихся, знакомство обучающихся с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями народов России и мира;

5.Программа самостоятельно разрабатывается педагогами Учреждения на основе:

  • программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, представленной в примерной основной образовательной программе начального общего образования;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Стандарте.

6.Программа принимается на педагогическом Совете Учреждения.

 

VIII. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

 

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (далее по разделу – Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа обеспечивает:

  • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
  • формирование установки на использование здорового питания;
  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
  • применение рекомендуемого врачами режима дня;
  • формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
  • становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
  • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья,развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Программа содержит

  • введение, в котором конкретизируется предназначение программы для обретения обучающимся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования;
  • характеристика состояния здоровья контингента обучающихся и факторы риска;
  • организация физкультурно-оздоровительной работы;
  • работа с родителями (законными представителями обучающихся);
  • оценка эффективности реализации программы.

Программа самостоятельно разрабатывается педагогами Учреждения на основе:

  • программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования, представленной в примерной основной образовательной программе начального общего образования;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Стандарте.

Программа принимается на педагогическом Совете Учреждения.

 

XIX. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования

 

Раздел программы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования»:

1) отражает основные направления и цели оценочной деятельности в Учреждении, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

3) обеспечивает комплексный подход к оценке результатовосвоения основной образовательной программы начального общего образования в Учреждении, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

4) предусматривает оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности Учреждения;

5) позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

При оценке достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов учитывается готовность обучающегося к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

  • системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;
  • обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;
  • коммуникативных и информационных умений;
  • системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется Учреждением самостоятельно.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение обучающимся предметных и метапредметных результатов в процессе освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

В итоговой оценке выделяются две составляющие:

  • результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся:

  • ценностные ориентации обучающегося;
  • индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования разрабатывается педагогами Учреждения и принимается педагогическим Советом Учреждения.

Раздел основной образовательной программы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования» содержит описание системы оценивания результатов освоения обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и ее элементов.

К элементам системы оценивания результатов освоения обучающимся основной образовательной программы начального общего образования относятся:

  • основные направления и цели оценочной деятельности в Учреждении,
  • описание объекта и содержание оценки, условия и границы применения системы оценки,
  • критерии, показатели и индикаторы оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов, принятые в Учреждении,
  • инструментарий оценивания, технологии оценивания,
  • формы представления результатов оценивания.