Методическая разработка по теме «Система подготовки к олимпиадам по литературе»

Учителя литературы МБОУ «Новобачатская СОШ» Волосенковой Людмилы Васильевны

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, а подготовка к олимпиаде должна быть систематической. С Абрамян Марьям начали работу с 5класса, составила индивидуальный план, отражающий  её специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества

Уделяли главное внимание Чтению произведений. Изучали программные  и внепрограммные тексты. Особое внимание  было направлено на освоение основных понятий теории литературы,  с которыми знакомились  постепенно, от класса к классу. При подготовке систематически  повторяли эти понятия, выявляли пробелы в знаниях и устраняли их. Начинали работу с маленьких произведений, я уверена, что именно такой подход более рационален, поскольку небольшие по объёму произведения также многоплановы по тематике и проблематике, но для ребёнка не кажутся такими сложными. Постепенно  приёмы работы усложнялись, предлагалось знакомиться с такими категориями как художественное время, пространство, психологизм; портрет, пейзаж в произведении и т. д. Постепенно задачи усложнялись, мы  анализировали литературные произведения разных жанров, определяли  авторское отношение к героям и событиям. Учились выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения. Но даже на самом раннем этапе подготовки , обязательно использовали элементы сопоставительного анализа произведений разных жанров. Кроме того, в обязательном порядке практиковали

Развернутые  устные и письменные ответы на поставленные вопросы. Так как время олимпиадной работы ограничено письменные работы писали обязательно с таймером ( примерно на короткий вопрос уделяется только 15 минут). Это необходимо для того . чтобы ученица могла распределять своё время и писать быстро соблюдая все критериальные требования, но учитывая наполненность, содержательность работы, включая логические схемы и последовательность изложения. Уже в 5 классе мы преступили к написанию сочинений различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика  литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, , эссе, публицистическая статья, очерк, литературный дневник, заметка;

Преодолевая трудности, Марьям училась  ориентироваться в информационном образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами  электронных библиотек,  системой поиска в Интернете. В старших классах нами была освоена дистанционная  формы подготовки. Один раз в неделю проводим консультацию в зуме. Хорошим подспорьем является собственный ресурс падлет, где материал классифицирован по категориям. Отдельно созданы вкладки по каждому писателю и включают материалы экзаменационного характера. Кроме того, мы используем гугл диск, это то место , где мы свободно обмениваемся материалами и пишем сочинения. Считаем удачным освоение платформы МИРО, что позволяет свободно использовать сразу несколько ресурсов. В последнее время в ВК контакте на  своей странице публикую небольшие ролики, что ,надеюсь, помогут заинтересовать и других моих учеников.

Эта систематическая работа принесла свои плоды. Абрамян Марьям успешно участвовала

в муниципальном этапе Всероссийского конкурса сочинений 2019,2020,  гг

В 2021, 2022гг Заняла второе место во Всероссийском  конкурсе сочинений  «Без срока давности»

В этом году

Стала победительницей Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников  по литературе

Также Марьям Победитель Регионального этапа конкурса «Культурный код народов России» проект «Сделаем вместе»